Профессиональные справочные системы для специалистов
19.01.2022
Правительство вернётся к обсуждению дифференциации тарифа ФСК ЕЭС

     Вице-премьер Александр Новак поручил профильным министерствам вернуться к обсуждению дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК). В прошлом году Минэнерго отказалось от идеи на фоне жесткого сопротивления бизнеса. Министерства вновь оценят и введение оплаты неиспользуемой электросетевой мощности, несмотря на критику промышленности. Обе инициативы, по мнению аналитиков, вряд ли будут приняты: негативных последствий слишком много, а польза неочевидна.
     
     Правительство не хочет отказываться от идеи дифференциации тарифа ФСК (входит в "Россети", управляет магистральными электросетями). Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго совместно с Минэкономики, ФАС, Минпромторгом, Минстроем и РСПП снова проработать вопрос и оценить влияние механизма на отрасли экономики (документ от 21 декабря 2021 года есть у "Ъ"). Инициатива обсуждалась в правительстве несколько лет, но в прошлом году Минэнерго полностью отказалось от разработки соответствующего законопроекта. "Инициатива пока отложена", - говорил в интервью "Ъ" министр энергетики Николай Шульгинов.
     
     Дифференциация тарифов ФСК ЕЭС предлагается "Россетями" и Минэнерго для создания равных условий ведения бизнеса как для крупных предпринимателей, так и для малых и средних. По данным министерства, сейчас прямые потребители ФСК ЕЭС не оплачивают перекрестное субсидирование, в результате сетевой тариф для них составляет около 0,36 рубля за кВт·ч, что в 3,6 раза ниже самого низкого единого "котлового" тарифа на передачу (на высоком уровне напряжения) и в девять раз ниже самого высокого единого "котлового" тарифа на передачу (на низком уровне напряжения). Согласно расчетам Минэнерго, в результате дифференциации тарифов ФСК ЕЭС тарифы на услуги по передаче электроэнергии в распределительных сетях в среднем снизятся на 4,5%.

     Дифференциация тарифа ФСК приведет к резкому росту сетевых тарифов для крупной промышленности. По мнению Минэнерго, цель - справедливо распределить перекрестное субсидирование (доплата бизнеса за сниженные тарифы населения) между всеми потребителями.

     Идею критиковали бизнес и ФАС. В Минпромторге подтвердили "Ъ", что получили поручение Александра Новака, министерство уже направило позицию в Минэнерго. В Минэнерго, ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запросы "Ъ".

     Также Минэнерго по-прежнему планирует ввести для потребителей оплату неиспользуемой электросетевой мощности - из-за сопротивления бизнеса соответствующий проект постановления правительства пока не согласован. "Учитывая ряд изменений, внесенных по итогам обсуждения с крупными потребителями и производителями электроэнергии, проект постановления проходит повторные согласительные процедуры", - заявили "Ъ" в Минэнерго. В министерстве уточнили, что планируют внести документ в правительство в первом квартале текущего года. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не дали комментариев. В прошлом году Минэнерго уже серьезно смягчило проект. В последней редакции потребителей заставят платить за 15% от общего объема неиспользуемого сетевого резерва по ставке за содержание сетей, хотя раньше речь шла об оплате 60%.

     В "Россетях" сообщили "Ъ", что компания не получала новых поручений по проработке вопроса дифференциации тарифа ФСК. Там отметили, что дискуссия по теме оплаты сетевого резерва не прекращалась и "Россети" продолжают прорабатывать ее вместе с профильными ведомствами.

     "Обе проблемы сохраняют актуальность, так как отчасти являются причинами недофинансирования мероприятий по обслуживанию и модернизации электросетевого хозяйства в регионах", - говорят в холдинге.

     "Оба проекта несостоятельны, поскольку нацелены исключительно на пополнение выручки сетевой монополии, причем в ущерб экономике и в обход тарифных ограничений. Поэтому за долгие годы обсуждения менялись руководители в сетях, в Минэнерго, в правительстве, но никто так и не смог доказать целесообразность этих инициатив", - заявил "Ъ" директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев.

     Вероятность реализации инициатив и по ФСК, и по сетевому резерву представляется низкой, прежде всего из-за отсутствия однозначных позитивных эффектов для экономики при наличии явных негативных последствий для потребителей и дополнительного роста инфляции в стране, считает Сергей Роженко из КПМГ. Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ полагает, что аргументы российских экспортеров против законопроекта по дифференциации тарифа ФСК существенно усиливаются на фоне угрозы введения в ЕС трансграничного налога на выбросы СО. У проекта по сетевому резерву в текущей редакции более высокие шансы, считает эксперт, указывая, что возможности крупных потребителей по блокированию инициатив подобного рода нельзя недооценивать.
     
     
     По материалам:
     http://www.kommersant.ru,
     tass.ru